Американский средний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь генерала Гражданской войны в США Р. Э. Ли. Также широко известен под названием его модификации для британских войск M3 «Грант» , названной в честь президента США У. С. Гранта; от советских же танкистов получил прозвище «БМ-6 (братская могила на шестерых)».
M3 был создан в 1940 году на основе неудачного танка M2 и производился серийно с июня 1941 по декабрь 1942 года. Всего в различных вариантах было выпущено 6258 M3. Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. Кроме того, до появления в достаточных количествах более совершенного среднего танка M4 «Шерман» M3 был основным средним танком США.
Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клёпкой крепились броневые листы из катаной брони. Нижняя лобовая деталь состоит из трёх отдельных литых частей, скреплённых между собой болтами. Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на своё место попадал через люк, расположенный с правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы. Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемёта. Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клёпкой. Для доступа в моторный отсек в корме и днище имелись люки, а его крыша выполнялась съёмной. Воздух к двигателю подавался через броневые короба, смонтированные над гусеницами. В них же помещались топливные баки.
Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалось гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемет и перископический прицел. Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками. Командирская башенка цилиндрической формы с пулеметом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки.
На M3 базовой модификации устанавливался радиальный 9-цилиндровый авиационный четырёхтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Континенталь», модели R-975EC-2, который располагался в корпусе c наклоном в 9 град.. Двигатель оснащался карбюраторами Stromberg NA-R9D, имел циркуляционную систему смазки под давлением с сухим картером и систему зажигания с двумя магнето Scintilla 9DFA. При рабочем объёме 15938 см³, двигатель развивал мощность в 340 л. с. при 2400 об/мин. Четыре топливных бака общим объёмом 660—670 литра располагались в спонсонах корпуса. В качестве топлива применялся бензин с октановым числом не ниже 92, которое принудительно подавалось в двигатель топливным насосом коловратного типа.
Гусеницы M3 — стальные с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, состоявшие каждая из 79 траков. Применялись следующие типы гусениц: Т41 — резино-металлические с шириной трака 406 мм; Т49 — металлические с грунтозацепами с шириной 421 мм; Т48 резино-металлические с обрезиненными траками с шевроном шириной 421 мм, Т51 — резино-металлические с плоскими обрезиненными траками шириной 421 мм.
Впервые M3 был использован в мае 1942 года английскими войсками в Северной Африке. За счёт относительно мощной брони и артиллерии они, несмотря на все свои недостатки, были практически единственным типом танков, способным на равных бороться с немецкими танками. В июле-августе 1942 года под Эль-Аламейном их называли «последняя египетская надежда».
Но уже к концу 1942 года, когда в немецкие войска поступило большое количество танков PzKpfw IV, а также новейшие PzKpfw VI «Tiger», их боевая ценность снизилась. К 1944 году он был почти повсеместно заменён в частях «Шерманом»
Длина корпуса, мм 5639
Ширина корпуса, мм 2718
Высота, мм 3124
Клиренс, мм 432
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 51/30° — 38/53°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 51/0—45°
Борт корпуса (верх), мм/град. 38/0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 38/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 38/0—10°
Днище, мм 13—25
Крыша корпуса, мм 13—22/83—90°
Лоб башни, мм/град. 51/47°
Борт башни, мм/град. 38/5°
Корма башни, мм/град. 38/5°
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3;
37-мм M5 или M6
Длина ствола, калибров 28,5 (орудие M2);
37,5 (орудие M3);
53,1 (орудие M5);
56,5 (орудие M6)
Боекомплект пушки 50 × 75-мм; 178 × 37-мм
Углы ВН, град. −9…+20° (75-мм)
−7…+60° (37-мм)
Углы ГН, град. ±15° (75-мм)
Прицелы M1, M2
Пулемёты 4—3 × 7,62-мм M1919A4, 9200 патронов
Тип двигателя «Континенталь» R 975 EC2 радиальный 9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 340
Скорость по шоссе, км/ч 39
Запас хода по шоссе, км 193
Удельная мощность, л. с./т 11,1
Тип подвески попарно блокированная пружинная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,0
Комментариев нет:
Отправить комментарий