Популярные сообщения

пятница, 19 июля 2013 г.

Советский катковый минный трал ПТ-3

Минный трал ПТ-3 (для серийных танков Т-34-76 и КВ-1С) был разработан в 1942 г. под руководством инженер-полковника П.М. Муталева. Изготовленный в том же году опытный образец трала успешно прошел испытания и был принят на вооружение и с апреля 1943 г. поставлен на серийное производство на Тульском машиностроительном заводе. Трал ПТ-3 широко использовался в боях во время Великой Отечественной войны. Первый танковый полк, имевший на вооружении танки, оснащенные тралами ПТ-3 был сформирован в середине 1943 г. и направлен на Воронежский фронт, где получил боевое крещение.


Противоминный трал ПТ-3 устанавливался впереди среднего танка Т-34-76 или тяжелого танка КВ-1 С, который толкал его перед собой. Он состоял из упряжного устройства, рамы, оси с катками и тросовой подвески. Упряжное устройство состояло из двух проушин, приваренных к нижнему лобовому листу танка, и служило для присоединении трала к танку. Рама представляла собой сварную конструкцию треугольной формы с двумя скобами и служила для соединения рабочей части трала (оси с катками) с танком. Ось с десятью стальными катками являлась основной рабочей частью трала. Катки вращались на оси свободно, независимо друг от друга. По окружности катков с помощью заклепок были укреплены шпоры. Катки были разделены на две группы, по пять в каждой, и были смещены к концам оси. Поэтому при движении танка каждая группа катков производила траление местности перед соответствующей гусеницей танка и позволяла им в определенных пределах (до 100 мм) огибать неровности местности. Поперечные уклоны местности также отслеживались рамой благодаря ее перекосу относительно рычагов. Подрыв мины осуществлялся шпорами катков. Диаметр катка массой 330 кг составлял 1100 мм (со шпорами), ширина каждой группы (секции) 1400 мм.


Тросовая подвеска предназначалась для удержания трала на весу при преодолении окопов, канав и других препятствий. В транспортном положения трал поднимался с помощью лебедки на высоту, достаточную для свободного движения танка. Вне боевой обстановки тралы отцеплялись от танков и перевозились на двух грузовых машинах ЗИС-5 или на одном американском грузовом автомобиле "Студебеккер". На короткие дистанции, например, при переходе с выжидательных позиций на исходные, тралы могли буксироваться танками, при этом тралы крепились к их задним крюкам.

Трал массой 5,3 т прикреплялся к танку силами экипажа. Натренированный экипаж выполнял эту работу за 15 мин, на отцепку трала тратилось всего 5 мин. 

Ввиду значительной массы трала скорость танка-тральщика и его маневренные возможности были несколько ниже, чем у линейного танка. На среднепересеченной местности скорость машины с тралом в боевом положении составляла 8—10 км/ч на равнинной - 12 - 15 км/ч, максимальная скорость по шоссе - 25 км/ч. Развороты вне минно-взрывных заграждений танк производил плавно, по кривой с минимальным радиусом 20 м. С установленным тралом танк мог преодолевать подъемы до 25° и рвы шириной до 2,5 м. Минно-взрывные заграждения танк преодолевал прямолинейно, без поворотов. За один проход танка с тралом в минно-взрывном заграждении проделывались две колеи, шириной по 1,2 м каждая.

 В процессе использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, рама трала была укорочена на 160 мм, а форма ее изменена с целью увеличения прочности и повышения надежности в работе.

В 1944-1945 гг. конструкция трала ПТ-3 для установки его на танки Т-34-85, Т-44, ИС-2 и ИС-3 была доработана. В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама, усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. Модернизированный образец трала получил наименование ПТ-ЗМ.

Противоминный трал ПТ-3 является навесным приспособлением к среднему танку Т-34 и предназначается для проделывания колейных проходов в минных полях из мин нажимного действия и для разведки минных полей.

Трал беспрепятственно преодолевает подъемы до 25° и косогоры до 30°, кустарник и одиночные деревья толщиной в нижнем отрубе до 20 см, проволочные заграждения, окопы, ходы сообщения, канавы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки до 0,6 м. Трал может работать и при наличии снегового покрова толщиной до 0,4—0,5 м.

Труднопреодолимыми препятствиями для трала являются заболоченная местность, крупные обломки каменных стен, деревья толще 20 см, рвы и воронки шириной более 2,5 м, эскарпы с высотой стенки более 0,6 м и участки местности с резким переходом от спуска к подъему и обратно.

Устройство

Трал устроен следующим образом : в проушинах литой конструкции, приваренных к нижнему переднему наклонному броневому листу корпуса танка, шарнирно укреплена металлическая сварная рама трала. Крепление осуществлено с помощью вставляемых цилиндрических пальцев со шплинтами. Рама трала тросовой подвеской удерживается в подвешенном перед танком состоянии. На конце рамы шарнирно укрепляется траверса, через распорную трубу которой проходит ось трала. На оси с большим зазором сидят десять тралящих дисков, образующих две секции. Свободная посадка дисков на ось обусловливает копирование мелких неровностей местности. Устойчивое положение дисков при движении трала по местности обеспечивается заплечиками распорных муфт. Распорные муфты также надеваются на ось трала. Каждый диск по периметру оснащается тралящими шпорами, имеющими назначение не только передать давление на привод мины, но и повысить устойчивость тела диска против взрыва мины. При взрыве обычной противотанковой мины отлетает 3—4 шпоры, что несколько снижает надежность траления. По мере разрушения отдельных деталей трала (шпор, распорных муфт, дисков и т. д.) производится их замена новыми. Цепи заднего хода предназначаются для обеспечения движения танка-тральщика задним ходом, для ограничения опускания оси с катками в траншеи и для обеспечения поворота танка-тральщика.

Конструкция трала ПТ-3 сборно-разборная. Ее монтаж на любой линейный средний танк и демонтаж могут быть произведены в полевых условиях экипажем танка (5 человек), причем без применения специальных грузоподъемных средств.


Приварка двух проушин требует 2—2,5 часа работы сварщика; прицепка собранного трала к танку производится за 10—15 мин., отцепка за 5 мин.

Транспортировка трала производится либо в разобранном виде на двух автомашинах ЗИС-150, либо на прицепе к задним крюкам танка. Транспортировка трала на прицепе к танку на большие расстояния из-за повышенного износа деталей трала и танка не рекомендуется.

Основные тактико-технические данные:

Общий вес - 5,3 т;
Полная длина трала - 2,6 м;
Ширина трала - 3,79 м;
Ширина протраливаемого колейного прохода - 3,6 м;
Ширина непротраленного промежутка между колеями - 1,2 м;
Наибольшая скорость движения танка оснащенного тралом, по дорогам - до 25 км/час;
Средняя скорость движения вне дорог - 10—12 км/час;
Наименьший радиус поворота танка-тральщика - 20 м;
Наименьший безопасный радиус поворота на минном поле - 40 м. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий