Популярные сообщения

пятница, 19 июля 2013 г.

«Зеетойфель» - подводная лодка-амфибия с гусеничным движетелем


В 1943-1944 годах немцы, которые постепенно начали сдавать свои позиции на море под ударами флота стран антигитлеровской коалиции, начали уделять все большее внимание тактике «малой войны». По мнению немецких военных специалистов, небольшие штурмовые отряд, снабженные различным специальным вооружением, в первую очередь, мини-подлодками могли нанести серьезный ущерб британскому флоту в базах его сосредоточения. Основой для появления таких суждений стали серьезные успехи, которых удалось добиться британским и итальянским морским диверсантам в начале Второй мировой войны. Данная тактика получила полное одобрение со стороны адмирала Денница, который являлся ярым сторонником использования в боевых целях сверхмалых подводных лодок.

В самом начале войны немецкие специалисты, находившиеся под впечатлением от конструкции японских сверхмалых подводных лодок (впервые были использованы в декабре 1941 года при атаке на американскую базу Перл-Харбор), попытались купить разработки японских инженеров, но союзники Германии в войне достаточно ретиво оберегали свои военные разработки. В результате этого прошло еще 2 года, прежде чем Рейх сумел построить первый образец собственной миниатюрной подводной лодки. Главным предназначением этих дешевых, небольших, малоразмерных судов должно было стать отражение возможной агрессии со стороны Англии и США на северном побережье Франции.

Однако с созданием своих сверхмалых подводных лодок в Германии запоздали и помешать вторжению союзников во Францию и открытию второго фронта в Европе они так и не смогли. В целом результаты германских сверхмалых подводных лодок трудно назвать выдающимися. За все время войны они смогли потопить ряд боевых кораблей и транспортов союзников общим водоизмещением около 12 тысяч тонн, при этом потери по немецким данным составили 81 лодку. По британским данным они были еще выше и составили 105 мини-субмарин.

Несмотря на довольно скромную эффективность применения, немецкие инженеры смогли создать ряд интересных проектов мини-подлодок. Один из них представлял собой некое скрещивание подводной лодки с танком. Этим весьма любопытным образцом стала сверхмалая подводная лодка-амфибия «Seeteufel» (в переводе с немецкого языка «морской черт») с гусеничным движетелем. Данная лодка предназначалась как для самостоятельного проведения торпедных атак, так и для доставки к объекту атаки небольших групп пловцов-диверсантов.

«Seeteufel» был достаточно необычной, даже поразительной разработкой. Эта «карманная» подводная лодка должна была чувствовать себя как дома и на водной поверхности, и под водой, и на суше. Данный боевой аппарат, как будто сошел со страниц книг известного писателя-фантаста Жюля Верна. Данная лодка привлекала к себе особое внимание и симпатии со стороны специально созданного в немецком флоте диверсионного отряда «К». Члены данного отряда привыкли оценивать боевую технику с точки зрения ее боевого использования за линией фронта противника, поэтому им не могла не понравиться данная машина.

Идея конструкции «Зеетойфеля» не была немецким откровением инженерной мысли. Немецкие инженеры заимствовали идею у экспериментального итальянского торпедного «катера-танка», который был спроектирован еще во время Первой мировой войны. Машина называлась «Grillo» и предназначалась для прорыва в главную военно-морскую базу Автстро-Венгрии Пола. «Катер-танк» оснащался двумя гусеницами, которые предназначались для преодоления боновых заграждений, расположеных перед входом в военно-морскую базу.

Уникальный аппарат «Grillo» был использован в боевой обстановке в ночь с 13 на 14 мая 1918 года, когда провел атаку флагмана австрийского флота – линкора «Вирибус Унитис». При этом «катер-танк» сумел успешно преодолеть 3 линии противоторпедных сетей и боновых заграждений. «Grillo» смог выпустить обе свои торпеды, которые попали точно в цель, однако в суматохе итальянцы забыли выставить их на боевой взвод. Так что проведенная акция окончилась ничем, хотя итальянцам и удалось доказать что концепция, предложенного ими «катера-танка» имеет право на жизнь и вполне реализуема.

Немецкие инженеры-конструкторы, которые также работали над возможностью проникновения в укрепленные базы противника, в первую очередь англичан, обратились к принципу, который был использован на итальянском «Grillo. При этом немцы вместо катера взяли за основу миниатюрную субмарину, оснащенную обычной дизель-электрической двигательной установкой. Привод на гусеницы осуществлялся с помощью дизельного двигателя. Согласно сделанным инженерами расчетам, данная подлодка-амфибия должна была без проблем выбираться на сушу из воды, а затем также спокойно спускаться в воду.

Для спуска «морского черта» на воду не нужно было ни специальных стапелей, ни специальных тележек, ни привлечения вспомогательного персонала. Корпус данной лодки-малютки был поставлен на гусеничное шасси. Аппарат спускался в воду самостоятельно в любом месте побережья и в случае необходимости мог выйти на берег, к примеру, когда объект атаки располагался на суше во вражеском тылу или экипаж просто хотел отдохнуть на берегу. Экипаж «Seeteufel» состоял из 2-х человек. Своим ходом «Зеетойфель» мог передвигаться по воде со скоростью в 10 узлов, а по земле со скоростью до 9 км/ч. Предполагалось, что в полностью погруженном состоянии запаса кислорода экипажу должно было хватить на 100 часов. Максимальная глубина погружения составляла 21 метр. Дальность плавания лодки должна была составить 1000 миль.

«Морской черт» представлял из себя 14-метровую сигарообразную субмарину, которая располагалась на 2-х сравнительно коротких гусеницах. Ширина лодки составляла 2 метра, водоизмещение равнялось 30 тоннам. Гусеничное шасси приводилось в действие при помощи 80-сильного автомобильного мотора, а гребной винт лодки вращался за счет использования электромотора. Морское вооружение аппарата должно было включать 2-е торпеды, которых было достаточно, для того чтобы пустить на дно корабль противника или 2-х мин. Для ведения наземного боя подводная лодка-амфибия могла оснащаться пулеметом или огнеметом.

Основным предназначением данного необычного аппарата были диверсии на море. По замыслу немецких конструкторов, такая лодка днем могла прикинуться обычной топливной цистерной и дожидаться у пирса наступления темного времени суток. С наступлением ночи, «Зеетойфель» принимал на свой борт двух членов команды и своим ходом сползал в море, погружался под воду и скрытно подбирался к кораблям противника или другим объектам для проведения атаки.

Экспериментальный образец подводной лодки-амфибии был построен в металле и в июле 1944 года приступил к испытаниям, которые оказались не самыми удачными. Достаточно быстро выяснилось, что используемый дизельный двигатель чересчур слаб, а применяемые гусеницы слишком узкие, что приводило к тому, что на мягких грунтах подлодка застревала и не могла двигаться вперед. Подводная лодка-амфибия просто застревала на песчаных отмелях. Поэтому было принято решение о том, что в серию пойдет лодка, оснащенная гораздо более мощным дизелем мощностью в 250 л.с., а также электродвигателем в 100 л.с. После того, как выявленные в ходе испытаний недостатки были устранены, появились шансы на то, что данная лодка-амфибия все же будет запущена в серийное производство в 1945 году. Но этим планам не суждено было сбыться. Германия к тому моменту уже проигрывала войну на всех фронтах, Рейху было не до постройки весьма экзотичных мини-субмарин. Единственная построенная лодка в конце войны была перевезена в Любек, где и была затоплена при приближении к городу войск союзников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий