Популярные сообщения

суббота, 13 июля 2013 г.

Немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)


В августе 1944 г. танковыми частями Красной Армии были захвачены на правом берегу Вислы новые немецкие танки «Тигр В», выпущенные заводом МАН.
По показаниям пленных, новый немецкий тяжелый танк «Тигр В» в немецкой армии называется "Королевским тигром". Однако в инструкциях а руководствах по обслуживанию танка, обнаруженных в захваченных танках, название «Королевский тигр» не подтверждается.

Танки «Тигр В» выпускаются двух вариантов: командирские и линейные. Основное отличие командирского танка от линейного состоит в установке в нем двух радиостанций одной — в отделении управления танка (передатчик 30WSA, приемник — MwEc), другой — в башне танка (передатчик 10 Wse, приемник — UkWe) и трех самостоятельных антенн, дающих возможность иметь одновременную двухстороннюю связь на прием и передачу на расстояние от 2 до 50 км. Боекомплект у командирского танка — 50 выстрелов, у линейного — не менее 70.


Танки «Тигр-В» представляют собой дальнейшую модернизацию основного немецкого танка T-V «Пантера» с внесением, изменений в сторону увеличения бронирования и увеличения калибра основного вооружения.

УСТРОЙСТВО ТАНКА «ТИГР В»

Общее устройство танка 

Общая компоновка танка «Тигр В» такая же, как у танка «Тигр Н» и «Пантера». Двигатель с системами охлаждения, питании и средств запуска расположен в кормовой части танка.

Двигатель, система охлаждения (вентиляторы и радиаторы), воздухофильтры и противопожарные средства (углекислотные автоматические огнетушители), средство обогрева (термосифонный обогреватель) и средства запуска (инерционный стартер и стартер прямого действия) целиком заимствованы у танка «Пантера».

Трансмиссия, главный фрикцион, коробка перемены передач и механизм управления танком расположены в передней части танка в отделении управления. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передается при помощи карданного вала, расположенного под вращающимся полом башни вдоль танка.

Слева от коробки перемены передач расположены механизмы управления танков, контрольные приборы и сидение механика-водителя. Справа от коробки перемены передач установлены пулемет МГ-42 с телескопическим прицелом, радиостанция и сидение для стрелка-радиста. В центре танка установлена башня с вращающимся полом, на котором смонтированы сиденья, гидромеханизм поворота башни и компрессор.

В башне установлена 88-мм пушка KWK-43, спаренная с 7,92-мм пулеметом МГ-42, расположенным с правой стороны пушки. С левой стороны пушки по ходу танка размещены механизмы управления огнем (штурвалы подъемного и поворотного механизмов, привод электрозапала, импульсатор тока), монокулярный телескопический прицел с меняющейся светосилой, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета; сзади стреляющего помещается в командирской башенке командир танка. 

Танк «Тигр-B» на испытаниях. НИБТ полигон

Командир танка имеет выдвижной перископ — разведчик (длина 1 м) для корректировки огня и ножной привод для поворота башни с помощью гидромеханизма.

Правее пушки располагается заряжающий. Он же является радистом в командирском танке.

Ходовая часть танка по своей схеме аналогична танкам «Тигр» и «Пантера» с некоторыми изменениями в конструкции и расположении нижних опорных катков.


Корпус и башня танка 

Корпус целиком заимствован от танка «Пантера» и изготовлен из броневой стали средней твердости (диаметр отпечатка шарика по Бриннелю 3,4 — 3,6}. Соединение швов произведено в шип с обваркой аустенитовыми электродами.

Лобовой верхний лист танка — сплошной и имеет только шаровую установку для пулемета.

Смотровые приборы механика-водителя и пулеметчика перископические и смонтированы в крыше танка. Для удобства выемки трансмиссии из танка н передней части крыши имеется большой потайной люк, в котором размещены одинаковые по конструкции люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Конструкция этих люков такая же, как и у танка «Пантера». Аварийный люк расположен н днище впереди сидения стрелка-радиста.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрыты шестимиллиметровым фальшбортом, который служит одновременно подкрылком.
Башня танка — сварная из катаной броневой стали. Диаметр башенного погона в свету — 1800 мм. Форма башни, в отличие от общепринятой в немецком танкостроении (неуравновешенного типа), коническая с кормовой нишей, по типу башни танка Т-34 выпуска 1941 г.

Пушка в башне монтируется через люк в нише башни. Маска пушки в отличие от общепринятых в немецком танкостроении, является шаровой и забронирована литым броневым колоколом, надетым на ствол пушки. Крыша башни имеет наклоны вперед и назад.

Характерной особенностью корпуса и башни является отсутствие каких бы то ни было люков и смотровых щелей в лобовой и бортовой части танка.
Командирская башенка аналогична башенке танка «Пантера» выпуска 1944 г., с той разницей, что ее габариты значительно сокращены.

Обращает на себя внимание конструктивное видоизменение командирских башен немецких танков. Начав с довольно сложной башенки на танке Т-III, немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Упрощение башенок не улучшило обзорности, а является, видимо, следствием удешевления производства. Видимость из немецких танков последних выпусков стала хуже.

Корпус и башня танка обмазаны специальной обмазкой (пастой) следующего состава:

Минеральная часть: сернокислый барий 75,49%, окись кремния 7,39%, окись железа 6,76%, окись цинка 6,62%, окись кальция 1,28%,
Органическая часть: отходы целлюлозной промышленности, так называемые сульфитоцеллюлозные щелока, или же взята масса, получающаяся при разварке древесины с раствором десульфита кальция. Главной массой обмазки является органическое вещество.

Главное назначение обмазки — предохранение корпуса от магнитных боеприпасов (магнитных противотанковых гранат). Второстепенное назначение — теплоизоляционное покрытие и средство маскировки.


Вооружение

Вооружение танка состоит из 88-мм пушки KWK-43, двух пулеметов МГ-42 калибра 7,92-мм и мортирки, установленной на крыше танка для метания дымовых и осколочных мин. На командирской башенке приварен специальный погон, на котором монтируется специальный подвижной кронштейн для установки зенитного пулемета.

Пушка по своим баллистическим свойствам равноценна пушке самоходной установки — «Фердинанд».

Применение унитарного снаряда увеличивает скорострельность и является положительным качеством танка.

В отличие от танков «Тигр» и «Пантера» на танке «Тигр В» установлен монокулярный ломающийся прицел с переменной светосилой и полем зрения в зависимости от дистанции ведения огня.

Прицел имеет следующую характеристику:

  • увеличение — 2,5 и 5;
  • поле зрения — 25гр и 12,5гр;
  • диаметр выходного зрачка — 6 мм и 3 мм;
  • удаление выходного зрачка — 23 мм и 23 м.

Выстрел из пушки производится при помощи электрозапала, получающего энергию от аккумуляторной батареи, или электроимпульсатора, установленного на погоне башни впереди стреляющего. Для корректировки огня командир танка имеет специальный выдвижной перископ-разведчик, при помощи которого можно следить за трассером снаряда, или его разрывом, несмотря на облако пыли, поднимаемое воздушной волной дульного тормоза при выстреле из пушки KWK-43.

Пушка уравновешена специальным уравновешивающим механизмом, расположенным в башне с правой стороны пушки. Канал ствола после выстрела продувается струей сжатого воздуха, для чего в башне установлен специальный компрессор.

Недостатком установки вооружения являются большие усилия на рукоятках подъемного механизма.

Башня поворачивается ручным (механическим) и специальным гидравлическим приводами. Поворот башни от гидропривода возможен только при работающем двигателе, скорость поворота зависит от оборотов коленчатого вала двигателя.

Управление гидроприводом недостаточно удобно, а конструкция его сложна и громоздка.

В походном положении пушка стопорится изнутри танка при максимальном угле возвышения.

Танк «Тигр-В» на испытаниях. НИБТ полигон

 Коробка перемены передач

Коробка перемены передач танка «Тигр В» изготовлена по лицензии фирмы Майбах и по конструкции такая же, как и на танке «Тигр Н».
Коробка имеет 8 передач вперед и одну назад, Управление коробкой перемены передач — преселекторное. Для переключения передач достаточно перевести рычажок преселектора, не выключая главного фрикциона. В случае отказа гидравлического сервопривода управление коробкой перемены передач, выключение главного фрикциона и переключение передач может быть механическое. 

Коробка перемены передач танка «Тигр В» по внешнему виду и габаритам отличается от коробки перемены передач танка «Тигр Н». Особенностью этой коробки является наличие радиатора, охлаждающего масло. Радиатор размещается в специальном резервуаре с водой, не имеющей циркуляции. Вследствие этого коробка перемены передач быстро перегревается, что затрудняет управление танком.

Механизм поворота На танке «Тигр В» такой же механизм поворота, как и на танке «Тигр Н».

Механизм поворота — планетарный и обеспечивает танку хорошую поворачиваемость почти на любых радиусах поворота, но обладает недостатком, свойственным всем механизмам с двумя степенями свободы.

Механизм поворота допускает столько радиусов поворота, сколько имеется передач в коробке перемены передач.

При крене и различных сопротивлениях на гусеницах танк уводит в сторону.

Механизм по конструкции и технологии производства — сложный. Управление механизма поворота - сервогидравлическое, с дублирующим механическим. Тормоза бортовые дисковые, такие же, как на танках «Тигр Н» и «Пантера».

Вождение танка «Тигр В» возможно как с закрытым люком водителя, так и с открытым, В последнем случае сиденье водителя поднимается вверх, штурвал сервоуправления поворотом танка и педаль акселератора также имеют второе верхнее расположение. 

Ходовая часть танка Подвеска тапка «Тигр В» — торсионная, индивидуальная, по 9 катков на сторону, расположенных в шахматном порядке (4 внутри и 5 снаружи).
Торсионы, в отличие от ранее применяемых на немецких тапках, — одинарные по типу танка КВ. передние и задние катки каждого бор та имеют гидравлические амортизаторы, расположенные внутри танка. Опорные катки большого диаметра, металлические с внутренней амортизацией, расположенной непосредственно у бандажа колеса Внутренний ряд каткой имеет дополнительные ступицы, на которых, видимо, предполагалось монтировать третий ряд катков. Гусеница — мелкозвенчатая и состоит из траков плоских и гребневых, с отверстиями для зацепления.

Таким образом, шаг зацеплении равен шагу двух траков по 150 мм в каждом. Такая конструкция гусеницы привела к резкому сокращению количества зубьев на ведущем колесе и как следствие, к быстрому выходу их из строя.

Ширина гусеницы — 300 мм. Для перевозки по ж/д. применяется дополнительная гусеница — 660 мм. Подвеска танка относительно гусеницы расположена односторонне (прижата к бортам), вследствие чего траки работают консольно.

Дополнительное оборудование танка Моторное отделение танка оборудовано автоматическими огнетушителями с дозирующим устройством и термозамыкателями, установленными в огнеопасных местах. Баллон с углекислым газом и часовым механизмом размещается в боевом отделении.

Помимо углекислотной автоматической огнетушительпой системы в отделении управления установлено 3 тетрахлорных переносных огнетушителя.
Для облегчения запуска в зимних условиях двигатель оборудован термостатом и термосифонным подогревателем, включенные в общую систему охлаждения двигателя. Подогрев термосифонного обогревателя осуществляется при помощи паяльных ламп.

Аккумуляторы специальной конструкции имеют электроподогрев для зимних условий; обогрев и подзарядка аккумуляторов производится па стоянках от переносного агрегата мощностью 0,9 л.с, стоящего в боевом отделении.

Корпус тапка имеет герметизацию и приспособлен для увеличения преодолеваемого брода.

Применявшееся ранее на танках «Тигр» и «Пантера» приспособление для подводного вождения на танке «Тигр И» отсутствует. 

УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ТАНКА «ТИГР В»

Танк «Тигр В», несмотря па усиление брони и связанное с ним резкое увеличение веса, в общем остался столь же уязвимым, как и танки «Тигр» и «Пантера».

Уязвимые места танка «Тигр-В»

 Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех дистанций прицельного огня.

Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров, кумулятивным снарядом со всех допустимых дистанций и всех имеющихся калибров; подкалиберным снарядом калибров 45-, 57- и 76-мм с дистанции 400 — 800 м; бронебойным снарядом калибров 57- 75- и 85-мм с дистанции 700 — 1200 м.

Более крупные калибры поражают борты и корму танка со всех дистанций действительного огня.

Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска поражаются бронебойным снарядом калибра 122- и 152-мм с дистанции 1000 - 1500 м.
Пулеметный огонь и огонь ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.

По ходовой части и крыше танка действенны и эффективны мины и противотанковые гранаты.

Танк «Тигр В» появился на поле боя летом 1944 г. в тяжелое для гитлеровцев время, и они рассчитывали, видимо, скорее на моральный эффект, чем на выдающиеся боевые качества танка.

Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолевания бродов, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, обнаруженная в захваченном танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.

Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое число конструктивных недостатков, главными из которых являются:
1. Бортовая передача разрушается полностью через 250-300 км. Пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.
2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью очень быстро и уже через 250-300 км к дальнейшей эксплуатации непригодны.
3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.
4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.
5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и имеет также тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохранительных приспособлений.


ВЫВОДЫ

Новый немецкий танк «Тигр В» является дальнейшим развитием танка «Пантера» с использованием трансмиссии танка «Тигр Н» и вооружения «Фердинанда».

Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.

Общим принципиальным недостатком танка «Тигр В» является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишне большой вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости танка и ненадежности его в работе.

Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке «Тигр В» немцы окончательно перешли не только к форме корпуса Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.

В танке «Тигр В» заслуживают внимания:
A) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;
Б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;
B) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий