Осенью 1944 года американцы установили господство в воздухе над Германией. Жизненно важные гидрогенизационные заводы — на них получали бензин из угля, — давно были уничтожены массированными ударами.
Теперь целенаправленно бомбились транспортные сооружения Германии: железные дороги, сортировочные станции, внутренние водные пути. Люфтваффе из охотника превратилась в добычу. Молодых и неопытных немецких пилотов сбивали десятками, когда они только пытались приблизиться к боевым порядкам бомбардировщиков США.
В такой ситуации полковник Люфтваффе Хайо Херман разработал коварный план:
«следует признать, что остановить дневные налеты с помощью обычных истребителей невозможно. Кроме того, великолепных реактивных истребителей пока нет в достаточном количестве. Поэтому нужно нанести «сокрушительный удар», вызвав у американцев шок, — так Рейх получит передышку».
Было вынесено предложение: от одной до двух тысяч необученных пилотов таранными ударами должны сбить соединение бомбардировщиков. Опытные летчики-истребители еще понадобятся Третьему Рейху, а значит, не должны принимать участия в команде смертников.
В среде летчиков-истребителей Хайо Херман держался особняком. В первые годы войны он проходил службу в бомбардировочной авиации, а в 1943 году перешел в ночную истребительную авиацию Люфтваффе, где его предложения были услышаны. В январе 1945 года, ему удалось доложить о своем плане в Рейхсканцелярию.
Адъютант Адольфа Гитлера по авиации Николаус фон Белов сообщил, что фюрер испытывает огромное уважение к людям, готовым совершить таранные удары. Правда, отдавать приказ о проведении такой операции он не хотел бы, но добровольцам предоставит свободу действий. Когда в конце января 1945 г . Герман Геринг снял из-за постоянных разногласий Адольфа Галланда с занимаемой должности, путь для полковника Люфтваффе Хайо Хермана был открыт. Командующий Люфтваффе Герман Геринг подписал обращение о наборе добровольцев для операции, которая даст возможность ценой собственной жизни изменить ход войны. По непроверенным данным, вызвались 2000 парней.
Сначала отобрали 300 человек и разместили в дальней зоне авиабазы Стендаль. Кодовое обозначение их части — команда особого назначения «Эльба». Теперь им раскрыли тайну, о чем идет речь: во время массированного боевого вылета они должны спикировать на американские бомбардировщики. Некоторые пилоты были удивлены, поскольку ожидали, что им доверят крупные цели — авианосцы или линейные корабли. Правда, инструкторы разъяснили, что самопожертвование не является целью. Цель состоит в уничтожении бомбардировщика таранным ударом, после чего всегда остается шанс успеть спрыгнуть с парашютом. Продуктовые пайки по всей территории рейха становились все более скудными, а пилоты из команды особого назначения жили относительно богато. Коньяк, вино, шоколад, сливочное масло, колбаса, сыр, даже настоящий кофе в зернах — все это было в избытке.
К этому добавлялась идеологическая учеба — занятия по мировоззрению. Помимо обычной антисемитской риторики, подкрепляемой такими фильмами, как «Еврей Зюс» и «Вечный жид», курсантам читали лекции.
Одним из лекторов был профессор Ганс Хертель, радиокомментатор из министерства пропаганды Третьего Рейха. Он выступал о разногласиях в лагере союзников и о возможностях таранного удара как успешного противоборства с бомбардировщиками Англии и Америки. Для поднятия боевого духа пилотам демонстрировались патриотические фильмы, такие как «Кольберг» киностудии «Уфа».
Даже после такой политической и идеологической обработки мысли немецких пилотов крутились вокруг предстоящего боевого вылета с тараном вражеских бомбардировщиков. Пилоты то и дело обсуждали, какие следует применить методы, где у «летающих крепостей» уязвимые места — и как лучше всего спастись.
Дни шли, команды о боевом вылете все не было. На базе Стендаль царило напряженное волнение. Затем, в ночь с 4 на 5 апреля 1945 года поступил приказ о передислокации. Летчики отправились на оперативные аэродромы в Центральной Германии, подготовили машины, в основном « Me-109», к бою. Противникам идеи создания команды смертников в последнюю минуту удалось предотвратить запланированный Херманом массовый вылет, поэтому в сомнительный полет отправили «всего лишь» 183 пилота.
6 апреля 1945 года поступило будоражащее сообщение: «Начало завтра!» Настроение было серьезным, каждый понимал, что следующий день ему, вероятно, пережить не удастся.
7 апреля 1945 года, когда в скором завершении войны не было сомнений, 8-ой воздушный флот США начал последний из трех оставшихся стратегических массированных налетов на территорию Третьего Рейха. Целью были аэродромы немецких реактивных истребителей, а также заводы боеприпасов и склады горючего возле Гамбурга. 1304 четырехмоторных бомбардировщика и 792 истребителя выстроились, из Англии с ревом понеслись через пролив Ла-Манш в направлении континента, а потом дальше, вглубь Германии. ПВО Люфтваффе обнаружило строй самолетов, и истребители, предназначенные для таранного удара, получили команду на взлет. Пилоты Люфтваффе на своих машинах поднялись над Магдебургом на высоту 11 000 м. Женщины из оперативного центра управления по радио подбадривали их:
«Подумайте о Дрездене! Подумайте о своих женах, матерях и детях в разбомбленных городах! Спасите Фатерланд!»
Потом противник появился в пределах видимости, и была дана команда: «Атаковать свободно! Да здравствует Победа!» Через мгновение начался кромешный ад — повсюду приближающиеся истребители, массированный заградительный огонь, обломки взорвавшихся самолетов.
В хаосе последних дней войны ужасный итог этой воздушной битвы остался без внимания.
Из рапорта ВВС США о «таранных ударах», 1 апреля 1945 года:
«Очевидно, что пилотов вынуждают идти в атаки, жертвуя жизнью».
Из сводки Вермахта от 11 апреля сообщалось:
«истребители Люфтваффе в порыве самопожертвования, презирая смерть, уничтожили более 60 бомбардировщиков».
Однако, в действительности американцы потеряли 23 бомбардировщика. А вот из взлетевших 183 «таранных» истребителя 133 были уничтожены, 77 пилотов погибло.
Один из летчиков команды «Эльба» протаранил бомбардировщик противника, при столкновении сильно ударился головой. С разбитой головой он смог покинуть машину до того, как она рухнула вниз, ему даже удалось раскрыть парашют, но он умер, прежде чем достиг земли (Арно Розе в книге о летчиках, совершивших таран).
Конечно, это не был боевой вылет камикадзе в классическом виде. Это была совершенно бессмысленная операция. Девятью днями позже генерал США Спац распорядился прекратить стратегические воздушные налеты на Германию — целей для атак просто больше не осталось. Поэтому полковнику Люфтваффе Херману в дальнейшем уже не удалось осуществить свой план, отдав приказ о боевом вылете гораздо большего состава лётчиков-истребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий