Популярные сообщения

воскресенье, 23 июня 2013 г.

Советская тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122


Устройство САУ ИСУ-122 отличается от устройства ИСУ-152 только установкой орудия и раскладкой боеприпасов. Ввиду меньшего калибра снарядов в самоходке удалось разместить в полтора раза больший боекомплект по сравнению с ИСУ-152 - 30 артвыстрелов. Основным вооружением САУ является 122-мм орудие А-19 (или его модернизированный вариант Д25-С). Эта пушка была разработана в 1931 г. группой конструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С. П. Шукалова. В 1937 г. конструкторское бюро артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым выполнило наложение ствола этого орудия на нормализованный лафет 52-Л-504А гаубицы-пушки МЛ-20. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль как для буксируемой, так и для самоходной артиллерии. Одинаковая лафетная часть обеих артсистем существенно упрощала замену качающейся, именно поэтому конструкторам ЧКЗ удалось так быстро сконструировать ИСУ-122 на базе уже разработанной ИСУ-152. Для стрельбы из пушек А-19 или Д-25С применяются следующие типы боеприпасов:

осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471Н с привинтной головкой
осколочно-фугасная цельнокорпусная короткая пушечная граната ОФ-471Н
осколочно-фугасная цельнокорпусная длинная пушечная граната ОФ-471
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-462
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-471
бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б
бетонобойный пушечный снаряд Г-471
Осколочно-фугасная граната ОФ-471 весом 25 кг по выходе из ствола имеет скорость 800 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. При фугасном действии в грунте средней плотности образуется воронка диаметром около 3 м 30 см и глубиной около 1 м 30 см. На расстоянии в 1 км бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 пробивал лобовую броню любого танка вермахта. [6]

В качестве оружия для защиты от нападения с воздуха начиная со второй половины 1944 года на части машин устанавливался 12.7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом в 250 патронов. В ходе боевых действий его нередко приходилось применять и против вражеской пехоты. Особенно нужным это оказалось при штурмах городов, когда огнем этого пулемета можно было поражать вражеских бронебойщиков, укрытых развалинами или засевших на верхних этажах уцелевших зданий.

Из всех прочих узлов от ИСУ-152 отличались прицельные приспособления, которые были рассчитаны на большую дальность прямого выстрела. Экипаж самоходки по штату состоял из 5 человек (командир, командир орудия (наводчик), механик-водитель, замковый и заряжающий), но иногда ИСУ-122С использовались и с экипажем из 4 человек (обязанности заряжающего исполнял замковый). Высвободившееся место могло быть использовано для размещения дополнительного боезапаса.



Боевое применение
Первые самоходки ИСУ-122 начали поступать в действующую армию в апреле 1944 г. Также как и ИСУ-152, они состояли на вооружении отдельных тяжелых самоходных артиллерийских полков в составе 21 самоходки - 4 батареи по 5 машин плюс 1 машина командира полка. Рекомендованная тактика боевого применения была одинаковой для ИСУ-122 и ИСУ-152, но на практике у каждой из них нашлась своя "жизненная ниша". Несмотря на огромную разрушительную мощь 152-мм снаряда, гарантированно поражавшего любого представителя бронетехники вермахта, ИСУ-152 имела невысокую скорострельность и небольшой запас снарядов, что ограничивало ее возможности как САУ-истребителя танков. ИСУ-122 была куда более подходящей для этой цели - ее боезапас был в полтора раза больше, чем у ИСУ-152. Кроме того, 122-мм снаряды имели почти вдвое меньшую массу по сравнению со снарядами калибра 152 мм. Это облегчало нелегкий труд заряжающего с замковым и повышало практическую скорострельность. Поэтому ИСУ-122 сразу же приобрела на фронте большую популярность в роли мощного и дальнобойного истребителя танков. Весной и летом 1944 года тяжелые САУ серии ИСУ вместе с тяжелым танком ИС-2 были единственными машинами Красной Армии, способными уничтожать немецкие тяжелые танки на дистанциях боя, превышающих 1 километр. В наступлении ИСУ-122 использовались следующим образом: они следовали за основным боевым порядком атакующих танков на расстоянии 200 - 300 м и своим огнем поддерживали их атаку. В случае танковой контратаки противника они часто выдвигались вперед и прицельным огнем прямой наводкой поражали вражеские машины. Другим эффективным приемом в борьбе с танками неприятеля была организация дальних артиллерийских засад на пути следования колонн противника. Благодаря мощному и дальнобойному орудию отпадала надобность в тесном сближении с противником, что значительно понижало шанс своевременного раскрытия засады. Ввиду относительно небольшой высоты самоходки она хорошо маскировалась на местности и вероятность ее обнаружения противником с расстояния порядка километра была очень невелика.

ИСУ-122 активно использовались во всех штурмовых действиях, которые Красная Армия вела на заключительном этапе войны. Большая кинетическая энергия 122-мм снарядов позволяла пробивать стены ДОТов и домов капитальной кладки, превращенных в узлы сопротивления; срывать бронеколпаки с пулеметных гнезд. Многие из этих задач были непосильны даже для 85-мм орудий, не говоря уже об артсистемах меньших калибров. Большую роль играло хорошее бронирование самоходки - она могла выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и поражать им выбранную цель. Для буксируемой артиллерии крупного калибра зачастую это было невозможным из-за сильного пулеметного и прицельного снайперского огня противника. Для защиты от вражеских бронебойщиков и противотанковых орудий самоходку в городских боях сопровождала штурмовая группа пехотинцев - отделение автоматчиков, иногда усиленное снайпером или огнеметчиком.

Примечателен тот факт, что в ходе штурмовых действий ИСУ-122 иной раз подменяли танк-базу ИС-2 в отдельных гвардейских тяжелых танковых полках (ОГвТТП). Так 8 марта 81 ОГвТТП получил 20 ИСУ-122 из четырех маршевых батарей (на тот момент в нем оставался 1 исправный танк ИС-2) и вступил в бой с окруженным в районе к юго-западу от Кенигсберга противником. За 12 дней боев полк потерял убитыми 7 офицеров и 8 солдат, ранеными 11 офицеров и 13 солдат и сержантов; в ходе сражений сгорело 10 ИСУ-122 и еще 5 были повреждены. Танкисты, переквалифицировавшись в самоходчиков, захватили населенные пункты Айзенберг, Вальтерсдорф, Биркнау, Грунау и вышли на побережье Балтийского моря. Полк уничтожил 5 танков, 3 штурмовых орудия, 65 противотанковых пушек, 8 БТР, 9 тягачей и захватил исправными 18 орудий и одну "Пантеру".



Сравнение ИСУ-122 с другими САУ

Многое из сказанного про ИСУ-152 в посвященной ей статье можно повторить и про ИСУ-122. Однако в этом вопросе есть и существенные особенности, которые стоит рассмотреть более внимательно. Все варианты самоходных орудий серии ИСУ можно классифицировать и как тяжелые истребители танков, и как тяжелые штурмовые орудия. Однако расстановка акцентов в отношении боевого применения этих САУ была своя для каждой машины: ИСУ-152 больше тяготела к роли штурмового орудия, а ИСУ-122 - к роли истребителя танков. В армии нацистской Германии истребителем танков той же категории по массе, что и ИСУ-122, была "Ягдпантера", а у наших бывших союзников серийных машин такого класса просто не было.

Подробно сравнивать ИСУ-122 и "Ягдпантеру" особого смысла нет: их орудия были одними из самых эффективных противотанковых средств своего времени. Желающим более детально "проработать" этот вопрос можно порекомендовать статью на сайте The Russian Battlefield, хоть она и посвящена сравнению базового танка ИС-2 с Pz Kpfw V, VIH и VIB. В ней достаточно полно описаны характеристики орудий Д-25Т и KwK43 (что практически равноценно их вариантам для САУ Д-25С и StuK43). Отметим только, что недостатки снарядов Д-25С более чем с лихвой "компенсировались" плохим качеством брони немецкой бронетехники, выпущенной во второй половине 1944 года и позже. Поэтому не стоит особо "цепляться" за цифры бронепробиваемости, приводимые в популярных книгах и справочниках - обоим орудиям было по силам вывести из строя любой образец бронетехники противника.

К примеру, если спрямленная верхняя лобовая деталь ИС-2 очень неплохо противостояла 88-мм снарядам, то "лакомым" местом для StuK43 оставались нижняя лобовая деталь и башня. С другой стороны, непроницаемость лобовой брони "Элефанта" для Д-25С не делала его неуязвимым - разрыв осколочно-фугасного 122-мм снаряда выводил из строя внутренние узлы и агрегаты "Элефанта", срывал его орудие с цапф и корежил его. В итоге, грозная боевая машина с непробитой броней все равно превращалась в 68 тонн бесполезного металла.

То есть и то, и другое орудие имело свои преимущества и недостатки. Пушка Д-25С выигрывала у StuK43 по дульной энергии и осколочно-фугасному действию своих снарядов, но проигрывала в 2.5 - 3 раза в скорострельности из-за раздельного заряжания (StuK43 имела унитарное) и в "ассортименте" своих снарядов (на 1944 и начало 1945 года у Д-25С не было ни подкалиберных снарядов, ни снарядов с баллистическим наконечником). Соответственно, очень хорошее "чисто бронебойное" действие StuK43 (иной раз на дистанции до 5 км!) покупалось очень низкими (по сравнению с Д-25) его противопехотными возможностями.

То же самое можно сказать и про шасси обеих самоходок. ИСУ-122 была несколько сильнее бронированной, но углы наклона максимальных по площади фронтальной проекции броневых деталей были куда меньше, чем у "Ягдпантеры". А у последней бортовая броня была уязвима даже для снарядов 45-мм советских противотанковых орудий. Кроме того, "Ягдпантера" была сложной в производстве и ремонте, страдала низкой надежностью отдельных узлов и агрегатов. В первой половине 1944 года ИСУ-122 тоже не могла похвастаться высокой надежностью, но хорошая технологичность машины помогла избавиться от механических поломок в эксплуатации к осени того же года. В общем же, можно только повторить тот тезис, что и ИСУ-122, и "Ягдпантера" были одними из самых эффективных истребителей танков своего времени, каждая со своим набором достоинств и недостатков.

Что касается ИСУ-122 как тяжелого штурмового орудия, то она вместе с ИСУ-152 не имела аналогов среди серийных образцов немецкой или англоамериканской бронетехники в той же категории по массе машины. Осколочно-фугасное действие 122-мм пушечного снаряда Д-25С было достаточно сильным, чтобы эффективно поражать укрытую в окопах или зданиях живую силу неприятеля; однако его высокая начальная скорость и меньший угол возвышения орудия несколько снижали его противопехотное действие по сравнению с гаубичным снарядом того же калибра. Поэтому в борьбе с окопавшейся пехотой врага иной раз средняя самоходная гаубица СУ-122 была эффективнее, чем тяжелая ИСУ-122. Кроме того, большой вылет ствола пушки у ИСУ-122 иногда сильно затруднял маневрирование самоходки в стесненных условиях городского боя. Но и пушка Д-25С у ИСУ-122 имела преимущества перед гаубицей М-30 у СУ-122: высокая начальная скорость бетонобойного снаряда позволяла поражать долговременные фортификационные сооружения и бронеколпаки, устойчивые к фугасному действию снарядов того же калибра. И хотя ИСУ-122 применялись достаточно широко в роли штурмового орудия, считалось, что для такого применения предпочтительнее СУ-152 или ИСУ-152, несмотря на их меньшие скорострельность и боезапас.





Анатолий Сорокин, Нижний Новгород

(Броне-сайт, сентябрь 2004)

Комментариев нет:

Отправить комментарий